Профсоюзы о ситуации в сфере труда

1103 trade-unionsНа протяжении последних лет в Республике Татарстан в сфере труда сохраняется тенденция многочисленных нарушений трудовых прав граждан. Так, в 2014 году, при осуществлении общественного контроля за соблюдением трудовых прав работников – членов профсоюзов, в том числе по охране труда, проведено 2215 проверок предприятий и организаций республики, в результате которых выявлено 8074 нарушения, 90 % нарушений устранено.

Кроме того, отдельные нарушения в сфере трудовых прав работников легли в основу возникновения индивидуальных трудовых споров и вылились в 718 судебных дел, 562 из которых рассмотрены в судах с участием правовых инспекторов труда и 537 дел разрешено в пользу работников.

Особое внимание профсоюзов направлено на соблюдение прав работников в части оплаты труда, надлежащего оформления трудовых отношений, перечисления страховых взносов, соблюдения установленных законодательством норм по охране труда.

В республике, по-прежнему, сохраняется проблема своевременности выплаты заработной платы. На начало 2014 года просроченная задолженность составила свыше 180 млн. рублей, на конец года – порядка 48 млн. рублей.

На 1 февраля 2015 года в Республике Татарстан просроченную задолженность по выплате заработной платы имели 8 предприятий на общую сумму 63,861 млн. рублей. Численность работников, перед которыми организации имели долги по заработной плате, составила 893 человека.

Основными причинами просроченной задолженности по заработной плате являются как отсутствие собственных средств у предприятий и организаций, дебиторская задолженность, так инеисполнение работодателями требований трудового законодательства о соблюдении сроков выплаты заработной платы.

Федерацией профсоюзов Республики Татарстан работа по обеспечению погашения задолженности ведется по нескольким направлениям – ежемесячный мониторинг нарушений прав работников на предприятиях, где действуют первичные профсоюзные организации, направление требований правовых инспекторов труда, оказание правовой помощи в подготовке документов в комиссии по трудовым спорам, в суды, совместные действия с представителями органов исполнительной власти.

Так, в 2014 году в рамках осуществления контроля за соблюдением трудовых прав работников отрасли Татарстанской республиканской организацией профсоюза работников здравоохранения РФ по информации, полученной в ходе мониторинга своевременности выплаты заработной платы, правовым инспектором труда рескома направлены представления в адрес главных врачей учреждений здравоохранения об устранении выявленных нарушений. В результате, устранена задолженность по выплате командировочных расходов работникам ГАУЗ «Агрызская центральная районная больница» Агрызского муниципального района Республики Татарстан на общую сумму 194656,0 рублей, ГАУЗ «Высокогорская центральная районная больница» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан – задолженность перед сотрудниками по внебюджетной деятельности на сумму 1 444 975,839 рублей, Также оказана помощь в ликвидации задолженности по выплате заработной платы работникам ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» МЗ Республики Татарстан г. Казань в размере 2, 0 млн. руб.

В результате совместного обращения Татарстанской республиканской организации Общероссийского профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания и Чистопольской территориальной организации Профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания в адрес Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и проведения взаимных консультаций с работодателем перед сотрудниками ГБУ «Социальный приют для детей и подростков «Теплый дом» г. Чистополя Республики Татарстан ликвидирована задолженность по заработной плате в размере 334,0 тыс. руб.

Татарским республиканским комитетом профсоюза работников агропромышленного комплекса оказана помощь работникам, уволенным с ОАО «Казанский хлебобараночный комбинат», – в Прокуратуру Вахитовского района г. Казани направлено обращение по поводу задолженности перед работниками выплат при увольнении. В результате принятых мер задолженность в размере около 50 тыс. рублей перед работниками ликвидирована.

Нарушения в сфере оплаты труда работников стали предметом рассмотрения в комиссиях по трудовым спорам (далее КТС) в 766 случаях. Через обращения в КТС работникам выплачена заработная плата и произведены иные выплаты в общей сумме свыше 10 млн. рублей (ФКП «Казанский завод точного машиностроения», ФКП «Казанский государственный пороховой завод», ГАУЗ «Елабужская центральная больница» и др.).

Вместе с тем, на отдельных предприятиях задолженность по зарплате сохраняется длительное время. Такая ситуация сложилась на предприятии текстильной и легкой промышленности – ООО «Казанский комбинат надомников» (на котором работает свыше 50 % людей с ограниченными возможностями). За период с февраля 2013 года по настоящее время в связи с отменой льгот на потребление электроэнергии, теплоэнергии, отсутствием налоговых льгот, а также отсутствием стабильных заказов образовалась задолженность по заработной плате в размере 2996 млн. рублей.

Федерация профсоюзов работников текстильной и легкой промышленности инициировала рассмотрение ситуации на Республиканской отраслевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Ситуация с задержкой выплаты зарплаты в организации несколько раз рассматривалась на заседании Координационного совета по оплате труда, доходам и уровню жизни населения при Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В результате достигнута договоренность о содействии сторонами отраслевого трехстороннего соглашения по организации размещения заказов на пошив школьной формы. На сегодняшний день, несмотря на наличие заказов на пошив швейных изделий, их недостаточно, чтобы ликвидировать образовавшуюся задолженность.

Вопрос задолженности по выплате заработной платы в республике можно решить лишь при целенаправленной, совместной работе органов исполнительной власти, работодателей и профсоюзов.

При этом сторонам социального партнерства необходимо способствовать развитию института Комиссии по трудовым спорам в организациях любых форм собственности вне зависимости от наличия в них профсоюза.

Также в республике сохраняется одна из социальных проблем – минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ). Действующий МРОТ на сегодняшний день – единственная и крайне низкая конституционная гарантия в оплате труда. МРОТ стал ограничителем роста заработной платы в республике и консервирует низкий уровень жизни населения Татарстана.

Руководствуясь статьей 133.1 Трудового кодекса РФ, субъекты Российской Федерации могут устанавливать размер минимальной заработной платы (далее – МЗП) региональным соглашением.

Законом Республики Татарстан от 23 июля 2008 г. № 31-ЗРТ «О минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан» установлена обязательность ежегодного подписания Соглашения о минимальной заработной плате в Татарстане, что не сделано ни в одном из регионов России.

Вместе с тем названный Закон не выполняется в полной мере, за период его действия Соглашение о МЗП заключено в республике лишь в 2014 году, при этом размер минимальной заработной платы 6420 рублей установлен только для внебюджетного сектора экономики.

Кроме того, в Соглашении не определены сроки поэтапного доведения величины МЗП до уровня минимального потребительского бюджета, который практически в 1,7 раза выше размера прожиточного минимума трудоспособного населения Республики Татарстан. (Для сравнения, в IV кв. 2014 г. ПМ установлен в размере 7440 руб., МПБ – 11671 руб.).

В связи с этим, необходимо предусмотреть установление сроков поэтапного доведения величины МЗП до уровня минимального потребительского бюджета в очередном Соглашении.

Не менее важными в трудовой сфере являются вопросы безопасного труда. Продолжение адресной, системной работы в сфере охраны труда остается для профсоюзов республики приоритетным направлением: заключаются трехсторонние соглашения, разрабатываются отраслевые программы, направленные на профилактику и снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Принимаются программы улучшения условий труда работающих на предприятиях и в организациях республики.

На территории муниципальных образований работают Координационные советы по охране труда, которые созданы в 45 муниципальных образованиях и являются координаторами по реализации государственной политики в сфере охраны труда.

Регулярно на предприятиях республики осуществляется общественный контроль за соблюдением в организациях безопасных условий труда работающих. В результате – в течение 2014 года проведено 1207 проверок, выявлено более 3600 нарушений, выдано 492 представления, на основании которых 80 работодателей привлечено к дисциплинарной ответственности. Рассмотрено около 2000 обращений и жалоб.

Кроме того, вопросами общественного контроля за охраной труда занимаются 14 тысяч избранных на предприятиях и в организациях уполномоченных лиц по охране труда. Ежегодно ими проводится более 18 тысяч проверок, выявляется более 49 тысяч нарушений в сфере охраны труда и выдается более 13 тысяч предложений об устранении выявленных нарушений.

Специалисты технической инспекции труда Федерации профсоюзов, в рамках совместных действий с Государственной инспекцией труда, с целью защиты прав пострадавших на производстве, участвуют в работе комиссий по расследованию тяжелых, смертельных и групповых несчастных случаев, в том числе и в организациях, где профсоюзные организации не созданы.

Например, в ходе расследования несчастного случая со смертельным исходом, происшедшим в 2014 г. со специалистом по снабжению ООО «Лира», который провалился в технологический проем и упал с высоты 3,6 м на территории строящегося объекта по ул. Павлюхина в г. Казань, выявлена неудовлетворительная организация производства работ на данном предприятии. К работе был допущен работник без проведения вводного, первичного инструктажа на рабочем месте, без обучения и проверки знаний требований охраны труда. И такие случаи, к сожалению, не единичны.

В течение периода с 2012 -2014гг, специалисты Федерации профсоюзов РТ приняли участие в расследовании более 650 тяжелых, смертельных и групповых несчастных случаев. Необходимо отметить, что лишь на 30% предприятий, где произошли несчастные случаи, созданы профсоюзные организации.

Практика показывает, что на предприятиях, где работают профсоюзные организации и реализуются обязательства коллективного договора, действуют комиссии и уполномоченные по охране труда, – уровень производственного травматизма значительно ниже, а условия труда и санитарно – бытовое обслуживание работников намного лучше.

Анализируя данные травматизма, необходимо констатировать, что количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями только за 2014 год снизилось почти на 50% на предприятиях и в организациях, где есть профсоюзные структуры. А на предприятиях, находящихся на профобслуживании семи республиканских отраслевых профсоюзов, тяжелый и смертельный производственный травматизм отсутствует вообще (госучреждений, культуры, машиностроения, радиоэлектроники, связи, легкой и оборонной промышленности).

Ежегодно более 5% от общего количества получивших травмы, пострадали на производстве из-за недостатков в обучении безопасным приемам труда. Более тысячи должностных лиц и работников отстраняются от выполнения своих обязанностей в связи с непрохождением обучения и инструктажей по охране труда.

Поэтому большое значение Федерация профсоюзов РТ придаёт обучению по охране труда. Только за три года с участием специалистов технической инспекции в профсоюзном учебном центре обучено около 3600 руководителей и специалистов бюджетных учреждений, специалистов по охране труда, членов комитетов (комиссий), уполномоченных по охране труда по 40-часовой программе.

В связи с изменением законодательства с 2014 года в области оценки условий труда работающих, организованы семинары-совещания по охране труда, посвященные вопросам проведения специальной оценки условий труда. Такими выездными мероприятиями в течение второго полугодия 2014 года были охвачены все муниципальные образования Татарстана (45), в результате, обучено более 9000 человек.

Профсоюзами проводится большое количество мероприятий как на республиканском, так и на отраслевом уровнях, это: научно-практические видеоконференции, «круглые столы», семинары, пленумы, коллегии, исполкомы, конкурсы, КВНы. В помощь профактиву разработаны методические пособия и информационно-аналитические бюллетени, более 30 сюжетов показаны в новостных и др. телепрограммах, снят фильм «Профсоюзы и охрана труда».

На наш взгляд, в качестве мер, направленных на изменение сложившейся ситуации, необходимо начать с совершенствования системы управления охраной труда на предприятиях республики.

По данным экспертов более 70% несчастных случаев на производстве происходит по причинам: низкого уровня организации работ по охране труда и несоответствующей организации рабочего процесса.

Одним из важных звеньев в системе управления охраной труда на предприятиях должны стать комиссии по охране труда и уполномоченные

(доверенные) лица. Зачастую, их участие в общей системе управления охраной труда и в «Положениях об организации работ по охране труда» на предприятиях, вообще никак не обозначено.

Считаем необходимым привести в соответствие с Государственными стандартами систему управления охраной труда на предприятиях республики.

До настоящего времени нет подвижек по реализации государственной политики в сфере охраны труда на территориальном уровне. Отсутствие закона о наделении определенными полномочиями органов местного самоуправления осложняет работу в этой области.

В связи с этим считаем необходимым возобновить работу по принятию закона «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области охраны труда». Это позволит объединить усилия местного самоуправления и координационных советов по охране труда, действующих в муниципалитетах, и будет способствовать профилактике и снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Неоспоримо важное значение в улучшении работы в области охраны труда имеет целевое обучение вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций.

Необходимо предусмотреть адресное бюджетное финансирование мероприятий по охране труда и обучению работников бюджетной сферы.

Немаловажной проблемой является и сфера «серого» рынка труда. В теневом секторе экономики, по данным Росстата, сейчас трудятся примерно 23 миллиона человек. За 11 лет – с 2003 по 2014 годы – этот сектор увеличился примерно в 1,5 раза: с 12,4 до 18,5% от занятых в экономике.

В Республике Татарстан численность граждан, занятых на «сером» рынке труда, в марте 2014 года составляла 349 тыс. человек.

Сегодняшние реалии жизни для многих граждан таковы, что на первый план выступает любая возможность получения заработка и на условиях, не всегда отвечающих требованиям законодательства. Поэтому трудно рассчитывать на заявительный характер от работающих граждан о фактах выплаты заработной платы в «конвертах». Вместе с тем, последствия для работников очевидны:

– размер отпускных, командировочных, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет, размер пенсий будет исчислен только исходя из официальной части заработной платы;

– работник не имеет реальных механизмов воздействия на работодателя, если «конверт» вдруг перестанут выдавать. В результате увольнения, при задержке выплаты заработной платы работник не сможет доказать фактический уровень зарплаты в суде, придется рассчитывать только на ту сумму, которая прописана в трудовом договоре.

Помимо социальных рисков работник приобретает и риск ответственности за неуплату налогов и становится участником налогового правонарушения, которое совершает работодатель.

Ключевой проблемой, наряду с выплатой заработной платы в «конвертах», является и практика использования труда работников без заключения каких-либо договоров, либо заключения гражданско-правовых договоров, фактически подменяющих трудовые отношения. И если при получении «серой» заработной платы работник может рассчитывать хотя бы на незначительные социальные и страховые выплаты, то при заключении гражданско-правового договора, он лишается данных выплат, гарантий, обеспечивающих минимальный размер оплаты труда, индексацию заработной платы, безопасные условия труда.

Решение проблемы существования «серого» рынка труда должно иметь комплексный подход всех соответствующих ведомств и общественных организаций, состоящий из следующих направлений:

-системное информирование работающих граждан и работодателей о социальных и правовых последствиях использования «серых» схем труда;

-консультирование работающих граждан по вопросам трудового законодательства в мероприятиях «Дни открытых дверей»;

-усиление государственных контрольно-надзорных функций, направленных на выявление организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих «серые» схемы труда (в том числе в составе комиссий, состоящих из представителей соответствующих ведомств);

-повышение ответственности работодателей за нарушение налогового, трудового законодательства.

Вышеуказанные проблемы являются дестабилизирующим фактором в социальном климате и социальном самочувствии населения, поскольку ведут к снижению уровня жизни работающего населения и ухудшению социальной устойчивости в обществе, и поэтому требуют особого внимания и необходимости в их разрешении.

Правовое управление Федерации профсоюзов РТ