ФПРТ направила письмо президенту Татарстана

 FPRT-gerbФедерация профсоюзов Республики Татарстан направила и.о. президента РТ Рустаму Минниханову письмо «О минимальной заработной плате в Республике Татарстан».

Уважаемый Рустам Нургалиевич!

Республика Татарстан внедряет инновационные технологии не только в экономике, но и в социальной сфере. Так, разработанная в 90-е годы система потребительских бюджетов и стандартов оплаты труда (прожиточный минимум (далее – ПМ), минимальный потребительский бюджет (далее – МПБ) и рациональный потребительский бюджет) во многом способствовали динамичному росту заработной платы, снижению уровня бедности, повышению качества жизни граждан.

Татарстан, несмотря на непростую экономическую ситуацию, занимается стратегическим планированием и в настоящее время, в т.ч. и в социальной сфере.

Республика продолжает формировать перспективные точки роста, свидетельство тому – «Стратегия-2030». Развивается сеть технопарков и индустриальных площадок, среди которых – крупнейший в Европе Камский индустриальный парк «Мастер», технополис «Химград», технопарк в сфере высоких технологий ИТ-парк, строится город «Иннополис» – все это инновационные направления развития, которые должны превратить республику в конкурентоспособного игрока на международной арене.

При этом, перспективы роста любой страны определяются, как отмечает «Стратегия-2030», не столько технологическими аспектами, сколько качеством человеческого капитала, его высокой компетенцией, образованностью и культурой.

Экономическая же политика рассматривается, прежде всего, как создание условий, в которых человек может реализоваться. Это важнейший акцент и в инновационной, и в инвестиционной, и в кластерной политике.

Человеческий капитал является также важнейшей составляющей планируемого экономического рывка Татарстана. Ближайшие 15 лет, согласно «Стратегии-2030», станут основой роста ВРП в 4,3 раза – до 7 трлн. рублей, душевых доходов – до 45 тысяч долларов на человека в год.

Заработная плата среднего татарстанца к 2030 году составит 128,9 тыс. рублей, а продолжительность жизни достигнет 78 лет. Цели – амбициозные.

Как считают многие ученые, экономисты и эксперты, для того, чтобы достичь подобной планки необходимо начинать с заработной платы, с повышения ее покупательной способности, что станет основой развития экономики.

Однако ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в сфере оплаты труда, нас не может удовлетворить. Так, начиная с 2012 года, темп роста номинальной заработной платы имеет выраженную тенденцию к снижению, с 116,1% в 2012 г. до 109,5% в 2014г.

Серьезной проблемой года стала динамика индекса потребительских цен (далее – ИПЦ), которая в 2014 году показала значительный рост к предшествующему периоду и достигла 109,7% (2013г. – 106,3%). Тенденция продолжилась и в текущем году, ИПЦ в марте достигла 105,9% к декабрю 2014 г. (в марте 2013 г. – 101,8%).

Под влиянием более высокого инфляционного фона рост реальной зарплаты за минувший год снизился практически в 2,5 раза по сравнению с соответствующим показателем предыдущего периода (с 4,9% в 2013 г. до 2,0% в 2014 г.). За два месяца текущего года темп ее роста составил 96,7%.

При этом покупательная способность зарплат и пенсий имела общую тенденцию к снижению, а с учетом прогнозных показателей не планируется их существенный рост и в текущем году.

По-прежнему сохраняется низкий уровень оплаты труда на предприятиях сельского хозяйства – 14 тыс. рублей, лесного хозяйства – 15 тыс. рублей, текстильного и швейного производства – 17,5 тыс. рублей (от 50% до 62% от среднереспубликанского показателя).

Более 18% работающих в республике (апрель 2014 г.), а это 249 тыс. человек, имели заработную плату ниже МПБ.

Оплата труда работников бюджетной сферы, несмотря на выполненные «дорожные карты», все еще не соответствует задаче формирования человеческого капитала. В 2014 году заработная плата в образовании составила 77,6% от средней по республике (2013 г. – 75,3 %), в здравоохранении – 85% (2013 г. – 82%), в области культуры и искусства – 72,4% (2013 г. – 65,2%).

Остаётся высокой дифференциация заработной платы на территориальном, отраслевом и локальном уровнях.

Уровень минимальной заработной платы (далее – МЗП) в размере 6420 рублей, установленный Республиканским соглашением в реальном секторе экономики в 2014 году, в настоящее время лишь на 7,6%) выше сегодняшнего минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) (5965 руб.). Растет отставание МЗП от прожиточного минимума. Так, в январе 2014 года оно составило 9%, в декабре 2014 г. достигло 14%, в текущем году, по прогнозу, увеличится до 21%, в 2016 г. – до 27%. Продолжает оставаться низким индекс Кейтца. Отношение минимальной заработной платы к средней заработной плате в

2014 году составило в бюджетной сфере 19,6%, в реальном секторе экономики – 22,6%, что ниже Европейских стандартов МЗП (соответственно, в 3,1 и 2,7 раза). По прогнозу, в текущем году индекс Кейтца снизится в бюджетной сфере до 19%, в реальном секторе экономики – до 20%.

Как известно, низкие минимальные гарантии в оплате труда тормозят рост заработной платы как в бюджетной сфере, так и в реальном секторе экономики.

К тому же неудовлетворительный уровень оплаты труда становится причиной дополнительных расходов на социальную поддержку граждан. Так, по данным Татарстанстата, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, по итогам 2014 года, получили 271,4 тысячи семей. Общая сумма начисленных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг составила 2595,7 млн. рублей.

Республика принимает также и другие меры адресной защиты малоимущих граждан. Численность населения, повысившего свой доход выше уровня ПМ на душу населения за счет мер социальной поддержки, из года в год растет (2012г. – 28090, 2013г. – 28946, 2014г. – 29774 чел.). Растет и объем социальных выплат

малоимущим, темп роста которых с 2012 года достиг 169,9%.

Надо отметить, что это затратный для бюджета механизм, который косвенно свидетельствует о невысоком размере доходов населения, в т.ч. – заработной платы.

Сложившуюся тенденцию, на наш взгляд, можно переломить, поэтапно увеличивая МЗП до ПМ, а в последующем, в соответствии с Законом РТ от 23 июля 2008 г. №31 -ЗРТ «О минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан», до более высокого стандарта достойного труда – МПБ, что позволит существенно увеличить оплату труда. Достигнутый уровень самодостаточности граждан позволит сократить расходы на социальные выплаты, которые станут более адресными.

Рост заработной платы поэтапно будет снижать уровень бедности, позволит сформировать средний класс и обеспечить рост благосостояния общества.

Рост заработной платы позволит также пополнить казну подоходным налогом. Ведь в структуре доходов налог на доходы физических лиц составляет значимую величину. Практически, каждый четвертый рубль поступает в бюджет от подоходного налога. И здесь заработная плата также является весомой составляющей.

Уважаемый Рустам Нургалиевич!

Учитывая значимость минимальной заработной платы, как основы роста оплаты труда, в целом, предлагаем Вам рассмотреть 2 проекта Соглашения о МЗП в РТ. Один из них предназначен для работников реального сектора экономики, другой – адресован как работникам бюджетной сферы, так и реального сектора экономики. Оба проекта предполагают установление МЗП в настоящее время на уровне 90% от ПМ трудоспособного населения.

Просим Вас поддержать инициативу Федерации профсоюзов Республики Татарстан.

Председатель Федерации профсоюзов Республики Татарстан Т.П.Водопьянова