Должен быть диалог

110216 BodopiyanovaНаша республика занимает особое место в системе местного самоуправления страны. Являясь пионером этого направления, Татарстан, начиная с 2006 года, с тех пор как стартовал пилотный проект, принимает серьезные шаги по укреплению муниципалитетов. Совет муниципальных образований Татарстана – самый крупный в России, им накоплен большой опыт в решении вопросов местного самоуправления, его продуктивная работа способствует динамичным преобразованиям в республике, в том числе и в системе трехстороннего партнерства. О состоянии и перспективах развития социального партнерства на территориальном уровне мы беседуем с председателем Федерации профсоюзов РТ Татьяной Водопьяновой.

Татьяна Павловна, как показывает практика, местный уровень власти – это самый короткий и прямой путь к решению жизненно важных для человека проблем, что определяет социальную ответственность муниципалитетов за благосостояние населения и напрямую обозначает необходимость социального диалога. Как Вы оцениваете его качество?
– Практика показала, что уже на старте реформы муниципальная власть активно включилась в систему социального партнерства. В рамках договорных отношений муниципальными образованиями проделана значительная работа по развитию инновационной экономики, в том числе созданию индустриальных площадок и привлечению инвесторов, что обеспечивает значительный рост предпринимательской активности и создает основу для повышения заработной платы, уровня жизни населения в целом.

Экономическая и финансовая активность всегда предполагает взаимовыгодный интерес. С одной стороны, поступательное развитие муниципалитетов дает возможность совершенствовать социальное партнерство на территориальном уровне, с другой, эффективное регулирование социально-трудовых отношений позволяет повысить качество жизни населения.
– Татьяна Павловна, особое значение в системе социального партнерства на территориальном уровне приобрели координационные советы организаций профсоюзов…
– Совершенно верно. Федерация профсоюзов работает в этом направлении почти четверть века. Ещё в 1991 году по решению Республиканского Совета профсоюзов были созданы первые 13 координационных советов, утверждено их временное положение. С тех пор координационные советы являются активными инициаторами переговоров и подписания территориальных соглашений, на основе которых регулируются социально-трудовые отношения. Эти соглашения в настоящее время имеются во всех муниципальных районах и городских округах. Продолжается активная работа по подготовке и заключению новых соглашений, с учетом предложенных макетов, положений Республиканского соглашения, а также Программы ФНПР «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны». Также важнейшим условием дальнейшего укрепления координационных советов и развития социального партнерства в муниципальных образованиях является совершенствование нормативно-правовой базы.

– Что Вы имеете в виду?
– Позитивную роль на начальном этапе муниципальной реформы, наряду с Законом 2004 года «Об органах социального партнерства в Республике Татарстан», сыграло Постановление Кабинета Министров «О развитии социального партнерства в Республике Татарстан», инициированное Федерацией профсоюзов в 2006 году. Фактически, это было предложение Правительства Главам муниципальных образований к активному социальному диалогу в целях эффективного социально-экономического развития территорий. Позднее, в рамках дальнейшего совершенствования колдоговорного регулирования на территориальном уровне, в 2012 году профсоюзы инициировали Обращение сторон Республиканского соглашения, с участием Премьер-министра республики, к главам муниципальных районов и городских округов, руководителям министерств и ведомств, а также профсоюзных организаций по всей вертикали социального партнерства. В Обращении поставлены задачи дальнейшего развития социально-трудовых отношений, в том числе в территориальном разрезе, сделан акцент на создании объединений работодателей и профсоюзных организаций. О необходимости дальнейшего развития трехстороннего сотрудничества говорится в подписанном 17 ноября 2015 года Указе Президента РТ «О развитии социального партнерства в сфере труда в Республике Татарстан».

– Указ инициирован профсоюзами?
– Да, и он нацеливает на эффективное взаимодействие исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, работодателей и их объединений, и профсоюзов республики. Учитывая, что результативность социального партнерства на территориальном уровне зависит от степени вовлеченности и масштаба участия сторон, в Указе предусмотрено создание объединений работодателей и профсоюзных организаций. Таким образом, руководством республики определена главная цель – расширить сферу влияния социального партнерства на решение вопросов в социально-трудовой сфере и тем самым способствовать развитию экономики и сохранению социальной стабильности.

– И уже есть результаты?
– Есть. Указ Президента стимулировал работодателей в сфере АПК к созданию Республиканского объединения работодателей «Агропромобъединение». Будем надеяться, что это станет серьезной мотивацией к созданию территориальных объединений работодателей, заключению соглашений и коллективных договоров.

– Кстати, о результатах. Татьяна Павловна, расскажите о том, что делают сегодня профсоюзы Татарстана на пути развития коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений и повышения его качества.
– В течение последних трех лет дважды поддержана инициатива профсоюзов о подписании Республиканского соглашения о минимальной заработной плате в реальном секторе экономики. Сегодня во внебюджетной сфере минимальная заработная плата установлена на уровне 7309 рублей, что составляет 88% от прожиточного минимума IV квартала 2015 года, превышает ныне действующий минимальный размер оплаты труда на 17,8% и является основой роста заработной платы в целом, в то время как российский МРОТ повысился с 1 января 2016 года лишь на 4%, а его соотношение с прогнозной величиной ПМ оценивается в 53,6%, что, фактически, является шагом назад.

Особо подчеркну, что вопрос заработной платы – стержень каждого соглашения и каждого коллективного договора. В настоящее время практически все соглашения содержат достаточно амбициозные обязательства по доведению минимальной заработной платы работников во внебюджетном секторе экономики до уровня минимального потребительского бюджета. Данная норма полностью корреспондируется с Республиканским соглашением, решением Совета глав муниципальных районов и городских округов по вопросу: «О политике в сфере оплаты труда в Республике Татарстан» и Программой ФНПР «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны».
В большинстве территориальных соглашений рекомендовано при разработке коллективных договоров предусматривать механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции и размера тарифной составляющей. Кстати, более чем в половине всех соглашений предусмотрена тарифная часть на уровне 50-70% заработка. Подобная норма является серьезной гарантией в оплате труда.
В рамках реализации территориальных соглашений на 80% предприятий реального сектора экономики, имеющих первичные профсоюзные организации, проводится активная тарифная политика. Учитывая высокую значимость тарифного регулирования, в отдельных территориальных соглашениях принято обязательство по доведению тарифа 1 разряда до прожиточного минимума трудоспособного населения республики. Ряд крупных предприятий, реализуя территориальные обязательства и задачи коллективных договоров, более 3-х лет назад превысил этот уровень. Речь идет о предприятиях электроэнергетики, нефтегазовой, химической отраслей и ряде др. В целом, реализация территориальных соглашений обеспечила долю тарифа в заработной плате на большей части предприятий внебюджетного сектора экономики на уровне до 70%.
В результате совместных действий социальных партнеров в рамках коллективно-договорного и государственного регулирования социально-трудовых отношений достигнуты определенные результаты по повышению качества жизни татарстанцев. За период 2012-2015 гг. средняя заработная плата возросла в 1,4 раза.
– Сколько это в рублях?
– В январе-ноябре 2015 года средняя заработная плата татарстанцев достигла 28,6 тысячи рублей. По уровню оплаты труда Татарстан в 2011-2014 годах занимал 1 место в Приволжском федеральном округе. По итогам 10 месяцев 2015 года республика также лидирует в ПФО.

Есть позитивные подвижки в регулировании оплаты труда и на территориальном уровне социального партнерства. В последние годы темпы роста средней заработной платы на крупных и средних предприятиях более чем в 60% муниципальных районов превышали среднереспубликанский показатель. В 2015 году среди таких районов: Менделеевский, Нижнекамский, Новошешминский, Атнинский и другие.
Ежегодный мониторинг, осуществляемый Татарстанстатом, показал, что за три последних года численность работников крупных, средних и малых предприятий с заработной платой ниже минимального потребительского бюджета сократилась на 14%. Ряд муниципальных районов имеет более значимые результаты. Так, за указанный период снижение численности названной категории работников составило: в Лениногорском районе – в 2 раза, Бугульминском – в 1,8, Арском – 1,4, Нижнекамском – в 1,3, Альметьевском – в 1,2 и др.
Далее, для повышения эффективности защиты трудовых прав работников Федерацией профсоюзов на уровне координационных советов организованы и финансируются юридические консультации в шести муниципальных образованиях республики: городах Набережные Челны, Бугульма, Елабуга, Зеленодольском, Нижнекамском и Сабинском муниципальных районах.
Проведена последовательная и предметная работа с каждым районом и городом, подготовлен пакет необходимых документов, разработаны и ежегодно актуализируются макеты территориального соглашения и коллективного договора.
Федерация профсоюзов системно осуществляет экспертизу проектов соглашений, способствует своевременной регистрации, что повышает их правовую значимость, а с учетом проведенных экспертиз – и качество.
– Наверное, плотно приходится работать и с профактивом в этом направлении? Повышать квалификацию профсоюзных кадров?
– Безусловно. Для руководителей координационных советов два раза в год организовываются специальные семинары в УИЦ профсоюзов по вопросам регулирования социально-трудовых отношений в республике, в том числе и на муниципальном уровне.

Со следующего года правовая инспекция Федерации профсоюзов планирует проводить консультации и правозащитную работу с выездом в районы в рамках «Школы правовых знаний».
Проблемы развития социального партнерства, роль территориальных соглашений регулярно обсуждаются в рамках «круглых столов», систематически рассматриваются на заседаниях Президиумов и Советов Федерации профсоюзов. За последние три года изучены вопросы защиты социально-трудовых прав работников с анализом проблем и их решений в г. Казани, Лаишевском, Камско-Устьинском, Елабужском, Менделеевском районах.
Большой вклад в развитие и эффективность договорного регулирования вносит планомерное и систематическое проведение в течение ряда лет Дней Федерации профсоюзов, семинаров-совещаний с участием представителей муниципальной власти, работодателей и профсоюзного актива. Только за три последних года такие мероприятия состоялись в 42 муниципальных образованиях республики. В рамках их проведения происходит обмен мнениями, вырабатываются общие подходы по вопросам регулирования социально-трудовых отношений в сфере занятости, защиты пенсионных прав, обеспечения безопасного труда и здоровья работающих, внедрения специальной оценки условий труда.
В целях признания значимости муниципальной власти, как социального партнера, в течение 9 лет проводится республиканский конкурс на звание «Лучший муниципальный работник» по 15 номинациям. Среди них есть номинация, предложенная Республиканским комитетом профсоюза работников госучреждений, «Лучший руководитель органа муниципального образования – социальный партнер профсоюза», лауреатами которой с 2013 по 2015 годы стали 22 руководителя органов местного самоуправления республики, что, на наш взгляд, укрепляет формат трехстороннего сотрудничества и сближает позиции сторон. В настоящее время в рамках трехстороннего сотрудничества достигнута серьезная позитивная динамика.
– В чем это выражается?
– Если в 2005 году в республике было заключено лишь 35 соглашений, то сегодня – создана система. Во всех муниципальных районах республики и городских округах: Казань и Набережные Челны действуют территориальные соглашения. Работают трех и двухсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с Законом «Об органах социального партнерства в Республике Татарстан» и Положениями об этих комиссиях, утвержденными Главами или руководителями Исполкомов муниципальных образований.

Федерацией профсоюзов поддерживается также территориально-отраслевой уровень социального партнерства, включающий в себя 146 соглашений, что на 14% больше, чем в 2012 году (128).
Положительный импульс совершенствованию социального диалога на муниципальном уровне придало подписанное в 2012 году Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между республиканским отраслевым профсоюзом работников госучреждений и общественного обслуживания с Советом муниципальных образований РТ, благодаря которому заключено 44 территориально-отраслевых соглашения с главами муниципальных образований, с определенным уровнем льгот и гарантий.
– Можете привести пример?
– Пожалуйста. В рамках грантовой деятельности рескома, направленной на реализацию социально-значимых проектов для членов Профсоюза, за два последних года (2014-2015гг) профсоюзные организации органов местного самоуправления Сабинского, Апастовского, Кукморского, Новошешминского районов стали победителями в различных номинациях на общую сумму Гранта 112 тысяч рублей. Финансовая обеспеченность коллективных договоров из расчета на 1 человека в среднем составила 60 тысяч рублей.
Важно также, что территориальные и территориально-отраслевые соглашения последовательно наполняются новым содержанием, становятся качественнее, повышают свой защитный потенциал.
Практически в каждом муниципальном образовании главная задача – это обеспечение достойного уровня жизни населения. Ведь именно здесь, прежде всего, должны создаваться условия для реализации гарантированных прав на труд и занятость, обеспечиваться возможность приобретения благоустроенного жилья, получения качественной медицинской помощи, образования и т. д.
– Татьяна Павловна, как работает система социального партнерства в сфере занятости населения?
– В ходе реализации обязательств Республиканского, отраслевых и территориальных соглашений удалось стабилизировать безработицу в Татарстане. В результате за последние пять лет уровень безработицы и общая численность зарегистрированных безработных снизились почти в два с половиной раза.

В то же время по результатам проведенного Федерацией мониторинга остается ряд нерешенных вопросов, ключевым из которых является профессионально-квалификационное и территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, которое невозможно решить без повышения территориальной мобильности граждан. Как показывает практика, основными причинами низкой трудовой мобильности являются:
– недостаточная информированность о возможностях трудоустройства и обустройства с членами семьи в других муниципальных образованиях Республики Татарстан и субъектах Российской Федерации;
– отсутствие необходимой инфраструктуры для приема специалистов (жилье, детские сады, медицинские учреждения);
– неразвитость механизмов организованного набора специалистов для работы при планировании и реализации крупных инвестиционных проектов.
Эти вопросы неоднократно поднимались профсоюзами республики. Некоторые из них только сейчас получили свое развитие. Например, лишь в конце текущего года при формировании баланса трудовых ресурсов на 2016 год были учтены не только данные отраслевых министерств, но и информация муниципальных образований по потребностям предприятий малого и среднего бизнеса.
Хочется надеяться, что и в дальнейшем социальные партнеры будут не только слушать, но и слышать друг друга, что, без сомнения, повысит эффективность и результативность в решении поставленных задач.
– Татьяна Павловна, традиционно, в числе наиболее значимых направлений деятельности Федерации профсоюзов является решение задач по созданию безопасных условий труда.
– Да, и здесь тоже выстроено эффективное сотрудничество в рамках социального партнерства на предприятиях и в организациях муниципальных образований. При этом отмечу, что большинство председателей координационных советов организаций профсоюзов одновременно являются членами координационных советов по охране труда муниципальных образований. В рамках своих полномочий они осуществляют разработку и принятие территориальных Программ улучшения условий и охраны труда, координируют деятельность в сфере безопасности труда и обеспечения здоровья работающих.

В последние годы в территориальных соглашениях большое значение уделяется теме здоровых и безопасных условий труда, предоставлению гарантий и компенсаций за вредные условия труда. По данным председателей координационных советов, во всех муниципальных районах и городских округах приняты и реализуются Программы по охране труда. В ряде муниципальных районов действуют дополнительные программы, конкретизирующие работу по охране труда в отдельных отраслях.
Работа, проводимая в рамках трехстороннего сотрудничества, позволила добиться роста финансирования мероприятий по охране труда, активизации работы по проведению специальной оценки условий труда, повышения гарантий и компенсаций, а в ряде районов привела к сокращению уровня производственного травматизма.
В соответствии с обязательствами территориальных соглашений координационные советы проводят системное обучение по охране труда профсоюзного актива предприятий, членов комитетов (комиссий) и уполномоченных лиц по охране труда на базе Учебно-исследовательского центра профсоюзов.
Федерация профсоюзов уделяет большое значение системе общественного контроля за соблюдением работодателями законодательства по охране труда.
– Кто осуществляет этот контроль?
– 16 штатных технических инспекторов труда, 62 – внештатных и более 14 тысяч уполномоченных по охране труда. В целях защиты прав пострадавших в результате производственных травм и профессиональных заболеваний, Федерация профсоюзов обеспечивает участие технических инспекторов труда в расследовании тяжелых, смертельных и групповых несчастных случаев. Уже стал закономерностью тот факт, что несчастные случаи больше всего происходят на тех предприятиях, где нет профсоюзных организаций, а это – около 70% от их общего числа. При этом количество случаев с тяжелыми последствиями только за 2014 год на предприятиях и в организациях, где есть профсоюзы, снизилось практически на 50%. Рассматриваю достигнутый результат, как итог последовательной и предметной работы в рамках социального партнерства.

Учитывая необходимость создания эффективной системы управления охраной труда в муниципальных образованиях, Федерация профсоюзов считает необходимым наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны труда.
– Татьяна Павловна, какие первоочередные задачи, на Ваш взгляд сегодня стоят перед профсоюзами республики и их социальными партнерами?
– 2015 год выдался непростым. Высокая инфляция, стремительная девальвация рубля, падение цен на нефть, ухудшение кредитной политики напрямую отразились на качестве жизни татарстанцев. Покупательная способность заработной платы снизилась до уровня 2010 года. Рост реальной заработной платы прекратился в ноябре 2014 года. За 10 месяцев минувшего года реальная заработная плата сократилась по сравнению с соответствующим периодом 2014 года на 5,8%. Практически каждый пятый работающий в республике, а это – около 260 тысяч человек, имеет заработную плату ниже величины МПБ. Не решен ряд вопросов в сфере занятости и охраны труда. Каждый второй работник в республике (52,4%) продолжает трудиться во вредных и опасных условиях труда. Сохраняется высокий уровень производственного травматизма в ряде муниципальных районов. Трудоустройство молодежи остается одной из острейших проблем. Несмотря на снижение доли молодежи в возрасте от 16 до 29 лет в составе безработных граждан с 25% до 22,8%, количество молодых людей, обращающихся в центры занятости населения в течение года, в шесть раз больше. Из них трудоустраивается менее половины.

– Каким Вы видите выход?
– Что касается зарплаты, то в этой связи видится необходимым на федеральном уровне разработать и принять закон, предусмотренный статьями 133 и 421 ТК РФ, который установит доведение МРОТ до размера прожиточного минимума трудоспособного населения. Что же касается Татарстана, то у нас сформировались серьезные законодательные основы. Это – и «Стратегия 2030», и Закон «О минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан» и, наконец, это – Указ Президента Татарстана «О развитии социального партнерства в Республике Татарстан». А если подкрепить этот перечень Программой ФНПР «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны», то вопрос достойной заработной платы упирается в последовательную реализацию данных нормативных документов и в социальную ответственность руководителей за качество жизни работников предприятий и организаций.

Практика формирования заработной платы в бюджетной сфере показывает, что кардинальных решений в этом вопросе не достичь путем точечного решения проблем, простого увеличения ставок и окладов. Нужна Программа поэтапного совершенствования заработной платы в бюджетном секторе экономики, которая увязывала бы ее дальнейший рост с увеличением МРОТ до ПМ и мерами стимулирующего характера как на уровне учреждений, так и для конкретных работников.
Требуют своего решения также отдельные проблемы социального партнерства, острота которых сохраняется в течение ряда лет.
– Какие проблемы?
– В большинстве муниципальных районов не сформирована одна их сторон социального партнерства – объединения работодателей. Это не только обесценивает переговорный процесс, но и снижает эффективность регулирования социально-трудовых отношений. Для повышения правовой значимости и эффективности договорного регулирования, считаем необходимым создать объединения работодателей в каждом муниципальном районе и городских округах. К этому нас обязывает и Указ Президента Татарстана.

На сегодняшний день не в полной мере решена проблема договорного регулирования на крупных и средних предприятиях республики. К сожалению, коллективные договоры приняты лишь в 40% из них. Практически не заключены коллективные договоры в малом и среднем бизнесе, частном предпринимательстве. Сегодня это имеет прямое отношение к каждому муниципальному образованию.
Считаем, что необходимо объединить усилия муниципальных органов власти, центров занятости, координационных советов организаций профсоюзов и работодателей по вовлечению каждого предприятия муниципального района в сферу колдоговорного регулирования. Это напрямую корреспондируется с задачами Республиканского соглашения, развития экономики и сохранения социальной стабильности в обществе.
Только скоординировав усилия, можно повысить эффективность социального партнерства и качество жизни наших граждан. Это одна из важнейших задач профсоюзов, которой мы уделяем и намерены уделять в дальнейшем самое пристальное внимание.

По материалам сайта ФПРТ