24 февраля Министр транспорта РФ Максим Соколов провел очередное заседание коллегии Минтранса России

240216 Kollegya-AvtoВ заседании приняли участие помощник Президента РФ Игорь Левитин, заместители Министра транспорта Виктор Олерский, Алексей Цыденов, Валерий Окулов, заместитель Министра образования и науки РФ Александр Климов, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, председатель Общественного совета Минтранса России Михаил Блинкин, президент Союза транспортников России Виталий Ефимов, представители подведомственных федеральных агентств, организаций транспортного комплекса.

В ходе заседания участники обсудили необходимость разработки Концепции транспортного образования в России на период до 2030 года.

По словам М. Соколова, ключевым вопросом в достижении целей Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года является кадровое обеспечение транспортной отрасли. Он подчеркнул, что с учетом возрастания роли человеческого фактора для обеспечения безопасности транспортной деятельности, разработки и внедрения новой техники и технологий, расширения взаимодействия видов транспорта необходимо совершенствование условий количественного и качественного обеспечения отрасли высококвалифицированными рабочими, инженерами, управленческими кадрами, обладающими необходимыми знаниями, навыками и компетенциями. Согласно Форсайту транспортной стратегии, проведенному Открытым Правительством в 2013 г., при существующих подходах к получению образования в сфере транспорта, без развития соответствующих научных школ и образования, достижение планируемого к 2025 году образа железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта представляется затруднительным. В завершение Министр особо отметил, что на сегодняшний день актуальными и своевременными являются вопросы разработки Концепции развития транспортного образования Российской Федерации до 2030 года, а также создания Национального университета транспорта на базе Московского государственного университета путей сообщения (МИИТа).

В докладе по данному вопросу директор Административного департамента Минтранса России Константин Пашков отразил основные исторические аспекты развития системы транспортного образования, а также рассказал об анализе рейтинга эффективности образовательных организаций транспортного комплекса. К. Пашков особо подчеркнул, что необходимо считать приоритетными для отраслей транспорта специальности и направления подготовки кадров, отнесенные к таким укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, как: Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники, Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта, Техника и технологии наземного транспорта - сосредоточив на их сохранении и развитии основные методологические и методические усилия. Вместе с тем, директором отмечено, что невозможно допустить полной потери подготовки транспортными образовательными организациями так называемых «непрофильных» специалистов по следующим направлениям подготовки: Строительство, Информатика и вычислительная техника, Землеустройство и кадастры, Информатика и вычислительная техника, Компьютерная безопасность, Техносферная безопасность, Стандартизация и метрология, Управление персоналом, Сервис, Прикладная математика и информатика, Информационная безопасность, Менеджмент, Экономика логистических систем и интермодальных перевозок, Экономика строительства высокоскоростных магистралей, Таможенное дело, Правоохранительная деятельность, Судебная экспертиза, Юриспруденция, Международные отношения.

Также была поднята тема необходимости и целесообразности сохранения как самостоятельных образовательных организаций вузов транспорта, с численностью обучающихся более 5 тыс. человек и их филиалов с численностью более 1 тыс. человек, так как, по мнению Минобрнауки России, все образовательные организации с меньшей численностью подлежат реорганизации. Кроме того, приведен анализ численности обучающихся в вузах транспортного комплекса и их филиалах.

К. Пашков также напомнил собравшимся об итогах проведенного в 2013 г. Минтрансом России совместно с Московской школой управления СКОЛКОВО и Ассоциацией высших учебных заведений транспорта Форсайта транспортного образования.

В завершение директор департамента отметил необходимость создания Национального университета транспорта (МИИТ) – флагманского университета транспорта, а также подчеркнул необходимость рассмотрения вопроса о внесении изменений в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части закрепления отраслевой подготовки кадров для транспортного комплекса.

С конкретными предложениями по формированию Национального университета транспорта (МИИТ) выступил президент Ассоциации ВУЗов транспорта, ректор Московского государственного университета путей сообщения Борис Лёвин.

В свою очередь, М. Блинкин проинформировал собравшихся, что рабочая группа по вопросам развития отраслевого образования при Общественном совете Минтранса согласилась с необходимостью разработки Концепции развития транспортного образования до 2030 года и формирования Национального университета транспорта (МИИТ) с отнесением его к ведению Минтранса России.

В. Ефимов в своем выступлении акцентировал внимание на необходимости учета в Концепции развития транспортного образования до 2030 года вопросов, связанных с подготовкой кадров для дорожного хозяйства и автомобильного транспорта, а также согласования основных положений Концепции с Союзом транспортников России.

И. Левитин подчеркнул, что еще в 2012 году Минтранс России вносил на рассмотрение Президента РФ проект о создании Национального университета транспорта (МИИТ), который принципиально был поддержан. Помощник Президента констатировал, что с этого момента прошло достаточно много времени. По его словам, уже должен был функционировать многопрофильный транспортный научно-образовательный комплекс, способный решать на мировом уровне общеотраслевые проблемы, вне зависимости от принадлежности к видам транспорта (прогнозирование развития транспорта, экономические и внетранспортные эффекты, государственно-частное партнерство), задачи повышения эффективности и синергии научных исследований в интересах единого транспортного комплекса, подготовки кадров высокой квалификации, способных придать инновационный импульс и повысить эффективность его деятельности.

Во второй части заседания Коллегии был рассмотрен вопрос планирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Минтрансом России, а также подведомственными агентствами.

В своем докладе директор Департамента программ развития Минтранса России Алексей Семенов отразил основные аспекты проводимой Министерством государственной политики в области проведения научно-исследовательских работ в транспортной отрасли, а также рассказал о внедрении инновационных решений, материалов и технологий в деятельность транспортного комплекса страны. А. Семенов особо подчеркнул, что только в 2015 году результаты проведенных научных исследований были использованы Минтрансом России при подготовке 45 нормативных документов, регулирующих различные направления деятельности транспортной отрасли. Планирование научно-технической деятельности в Министерстве осуществляется с максимальной открытостью и информированием общественности. Так, на сайте Минтранса в разделе «Научно-техническая деятельность» публикуются все необходимые материалы, в том числе, план-график закупок в части НИОКР, перечень планируемых направлений прикладных научных исследований, результаты интеллектуальной деятельности в рамках выполненных работ.

Обсуждение необходимости и целесообразности тематики НИОКР проходит при участии широкого круга представителей организаций транспортного комплекса, инициирующих свои предложения. Принцип открытости и прозрачности закупочной деятельности имеет свое продолжение и при приемке результатов научно-технической деятельности Министерства. Отдельно А. Семенов отметил выполненную в прошлом году МИИТом научно-исследовательскую работу по разработке модели и механизмов при организации регулярного контрейлерного сообщения на территории РФ. Кроме того, в 2015 г. выполнено две НИР по разработке научно обоснованных предложений по прогнозу параметров развития транспортного комплекса на среднесрочную перспективу, а также по управлению реализацией госпрограммы РФ «Развитие транспортной системы».

Отмечено, что при Минтрансе России также образованы Экспертный совет и Рабочая группа в области повышения инновационности государственных закупок в транспортном комплексе. В течение 2015 г. в Министерство поступило на рассмотрение более 40 обращений от разработчиков новых технологий и материалов. Кроме того, в целях реализации госполитики в области импортозамещения Минтрансом принято решение о создании соответствующего Экспертного совета по данному вопросу.

В завершение А. Семенов рассказал о научно-исследовательской деятельности Минтранса, направленной на создание и функционирование системы «ЭРА-ГЛОНАСС», создание единой защищенной информационно-навигационной структуры в Арктическом регионе, обеспечение транспортной безопасности, снижение негативного воздействия транспорта на окружающую среду, развитие беспилотных систем и технологий в транспортном комплексе, внедрение новейших методов построения отраслевых информационных систем, повышение доступности транспорта для инвалидов и других маломобильных групп населения.