Председатель ФПРТ Татьяна Водопьянова: «Стандарты Достойного труда – это образ нашего завтра»

T.VodopyanovaПо словам председателя Федерации профсоюзов Республики Татарстан Татьяны Водопьяновой, достойная заработная плата выступает как основополагающий элемент качества жизни, является важным источником устойчивого экономического роста и определяет уровень благосостояния общества. В частности это было озвучено ею на окружной Международной научно-практической конференции Международной Организации труда и Федерации Независимых профсоюзов России, прошедшей в начале сентября в Оренбурге.

– Татьяна Павловна, вопрос достойной заработной платы у профсоюзов стоит на первом месте. Это Вами неоднократно подчеркивалось.

– Совершенно верно, на современном этапе развития профсоюзного движения мы видим своей приоритетной задачей обеспечить реализацию прав работников на достойный труд и достойную заработную плату. Для этого в республике есть необходимые социально-экономические предпосылки, как основа для продвижения стандартов Достойного труда.

– Что это за предпосылки?

– Татарстан, являясь одним из активно развивающихся регионов России, из года в год занимает лидирующие позиции по основным макроэкономическим показателям, даже в условиях, приближенных к стагнации, остается устойчивым островом экономического и социального роста. Как известно, наша республика привержена инновационному пути развития и, начиная с 2006 года, держит ориентир на высокое качество жизни населения, сравнимое с Евростандартами. Данные цели нашли отражение в Программе социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015гг., где с участием профсоюзов установлена максимальная планка средней заработной платы на уровне 40 тысяч рублей в 2015 году, предусмотрено увеличение доли среднего класса, являющегося, как считают эксперты, драйвером экономического роста.

– Татьяна Павловна, традиционно Татарстан признается регионом с эффективно выстроенной системой социального партнерства. Как сегодня используется этот институт в целях достижения параметров достойного труда?

– Да, действительно, Татарстан является лидером в сфере социального партнерства. На сегодняшний день в республике эффективно действует свыше 200 соглашений и около 5 тысяч коллективных договоров.

За более чем двадцатилетний период сформирована активная вертикаль социального партнерства, объединяющая республиканский, муниципальный, отраслевой и корпоративные уровни. Особое место в эффективном регулировании заработной платы занимает Республиканское соглашение о развитии социального партнерства. В ближайшее время ожидается подписание 18-го по счету Соглашения на 2015-2016 годы, основной вектор которого направлен на реализацию идеи достойного труда, в том числе, в части ее достойной оплаты. Причем вызовы времени определили новые точки роста.

Проектом Соглашения предусмотрены существенные механизмы увеличения заработной платы, начиная с опережающей индексации в целях защиты от инфляции и эффективной тарифной политики с установлением гарантированной части оплаты труда на уровне 50-70%, до поэтапного доведения минимальной заработной платы на предприятиях реального сектора экономики до минимального потребительского бюджета и тарифа 1 разряда до прожиточного минимума. В рамках обязательств сторон планируется также подписание Республиканского соглашения о минимальной заработной плате на последующий период. В то же время, практика договорных отношений в нашей республике показала, что каждое из перечисленных направлений активно реализуется в системе социального партнерства. При этом ключевой задачей является стремление партнеров к установлению достойного уровня оплаты труда, как важнейшей составляющей качества жизни. Задача – архиважная, требующая прорывных действий и современных инновационных технологий.

– Что Вы имеете в виду?

– Например, созданная в Татарстане более 10 лет назад система потребительских бюджетов и ранжированная по уровню доходов: бюджет прожиточного минимума (ПМ), минимальный потребительский бюджет (МПБ), рациональный бюджет и бюджет высокого достатка (БВД), которая стала основой продвижения Программы Достойного труда и её составляющей – достойной заработной платы. В этой связи все большую значимость приобретает работа по совершенствованию системы минимальных гарантий в оплате труда. Мы не можем удовлетвориться МРОТ, отстающим от МЗП развитых стран до 7 и даже 17 раз (Испания, Израиль, США, Великобритания, Франция, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Швейцария, Австралия) и тормозящим рост оплаты труда.

– Сильное заявление, Татьяна Павловна.

– Согласна, но иначе нельзя, поскольку существующее положение вещей – это серьезный вызов будущему России и её регионов, и профсоюзы работают в данном направлении. Начиная с 2006 года, в республике используется новая парадигма в регулировании оплаты труда. Так, по всей вертикали социального партнерства для реального сектора экономики установлен минимальный стандарт с более высоким уровнем потребления – минимальный потребительский бюджет, который, практически, в два раза превышает размер ПМ.

– Что это дало?

– Реализация данной нормы в рамках колдоговорного регулирования позволила к 2014 году снизить количество татарстанцев, работающих на крупных и средних предприятиях республики, получающих заработную плату ниже МПБ более чем в 3 раза (с 401,8 тыс. чел. в 2007 г. до 129,7 тыс. чел. в 2014г., апрель). Только по итогам 2013 года количество крупных и средних предприятий республики, где среднемесячная заработная плата была ниже МПБ, сократилось более чем наполовину. Сегодня уже есть ряд отраслей, где данный порог давно превышен (химическая, нефтегазовая отрасли, финансовая деятельность, энергетика и др.).

Следующим важным шагом в продвижении минимальной заработной платы стало подписание по инициативе профсоюзов в 2007 году Республиканского соглашения «О размере минимальной заработной платы», согласно которому он составил 3000 рублей, что превысило на тот период величину федерального МРОТ на 30%. А 13 августа нынешнего года подписано новое Соглашение о минимальной заработной плате для предприятий реального сектора экономики в размере 6420 рублей, что более чем на 15% превышает МРОТ и максимально приближен к прожиточному минимуму для трудоспособного населения (1 кв. 2014г. – 91%).

В рамках трехстороннего сотрудничества применяется также еще одна инновационная методика регулирования социально-трудовых отношений. В течение 15 лет используется система индикаторов оценки социально-экономического развития республики и качества жизни населения. Одновременно введена система мониторинга ключевых индикаторов деятельности министерств и органов местного самоуправления.

– С какой целью введена эта система?

– Она дает возможность оценить эффективность работы по повышению качества жизни населения республики на всех уровнях социального партнерства и своевременно принимать управленческие решения. В итоге, Татарстан четвертый год подряд (2010-2013 гг.) занимает первое место в рейтинге среди субъектов РФ по показателям оценки деятельности органов исполнительной власти. Аналогичные индикаторы эффективности социального партнерства предусмотрены также в рамках Республиканского соглашения, что позволяет своевременно мониторить и оценивать ситуацию по достижению показателей качества жизни, в том числе, связанных с достойной заработной платой. В рамках реализации Республиканского соглашения уделяется особое внимание вопросам заработной платы работников бюджетного сектора экономики. И здесь также много новаций.

– Каких именно?

– В течение ряда лет, по предложению профсоюзов, в республике действуют ежемесячные надбавки в размере 30-50% должностного оклада, а также единовременные выплаты в целях закрепления молодых специалистов в учреждениях образования, здравоохранения и культуры. К примеру, в бюджете Татарстана на 2014 год на выплату ежемесячной стимулирующей надбавки в сфере образования предусмотрено около 45 млн. рублей. Средний размер надбавки за 1 полугодие 2014 года составил 1272 рубля. Четвертый год в республике успешно реализуется уникальная Программа грантовой поддержки учителей, направленная на рост востребованности и повышение их профессионального имиджа. Данная новация позволила увеличить более чем на треть заработную плату работников образования и повысить инновационную деятельность школ. На долевых условиях выполняется Федеральная Программа «Земский доктор», что позволило за два года привлечь на село более 200 молодых врачей. При этом, единовременная компенсационная выплата врачам из средств бюджета РТ составляла в 2013 году 500 тысяч рублей и т.д. В рамках реализации региональной Программы модернизации здравоохранения РТ на 2011-2012 годы, с участием отраслевого профсоюза, дополнительные выплаты за реализацию стандартов оказания медицинской помощи получили каждый третий врач и каждый четвертый из числа среднего медицинского персонала.

Начиная с 2010 года, в республике поэтапно внедрены новые системы оплаты труда с установлением тарифа 1 разряда на уровне действующего МРОТ и увеличением фонда оплаты труда на 16% (в здравоохранении – на 20%). При этом отраслевые профсоюзы добились сохранения действующих льгот и гарантий. В режиме договорных отношений эффективно реализованы меры по оплате труда согласно майским Указам Президента России, причем даже с превышением параметров, установленных «дорожными картами».

– И что же получилось в результате?

– В результате заработная плата врачей в 2013 году превысила среднюю по республике на 28,7% и достигла 33,5 тыс. рублей. Оплата труда учителей повысилась до 26,8 тыс. рублей, что составляет 103% к среднемесячной заработной плате по республике (26,0 тыс. руб.). По итогам 1 полугодия т.г. средняя заработная плата по отрасли образования достигла 86,9% (1 полуг. 2013г. – 83,0%) к средней по республике, в сфере здравоохранения – 83,4% (1 полуг. 2013г. – 79,4%), в области культуры и искусства – 73,0% (1 полуг. 2013г. – 62,5%), у социальных работников – 65,2% (1 полуг. 2013г. – 57,9%). В рамках реализации Республиканского соглашения приняты меры дополнительной социальной поддержки работников бюджетной сферы. По предложениям профсоюзов, последние 8 лет стабильно финансируется их санаторно-курортное лечение из бюджета республики. При этом ежегодно оздоравливается около 5-6 тысяч работников на сумму более 90 млн. рублей.

– А что с пенсионерами-бюджетниками?

– Здесь тоже есть определенные подвижки. Учитывая низкий уровень пенсий, Кабинетом Министров поддержана инициатива профсоюзов о необходимости организации дополнительного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы, благодаря которой более 10 тысяч пенсионеров восьмой год получают надбавку к пенсии. Кстати, в реальном секторе экономики также реализуются достаточно эффективные корпоративные пенсионные программы, а в ряде случаев – добровольное пенсионное страхование.

– Татьяна Павловна, какова динамика изменений в сфере оплаты труда в Татарстане?

– За последние 10 лет (2004-2013гг.) на фоне динамичного развития экономики Татарстана в два раза сократилась инфляция, в 5,7 раза выросла средняя заработная плата, а ее покупательная способность повысилась в 1,7 раза. Отмечу, что комплекс мер, принятых в бюджетной сфере, позволил повысить оплату труда работников образования за данный период в 7,3 раза, здравоохранения и предоставления социальных услуг – в 6,9 раза. Есть позитивные подвижки и в рамках регулирования оплаты труда на территориальном уровне социального партнерства. В последние годы темпы роста заработной платы более чем в 70 процентах муниципальных районов превысили среднереспубликанский показатель.

Радует и то, что республика по-прежнему имеет высокий рейтинг в преодолении бедности: численность населения с доходами ниже ПМ за 10 лет уменьшилась более чем в 2 раза и составила в 2013г. – 7,2% (275 тысяч человек).

– Много это или мало?

– Судите сами: Татарстан по данному показателю занимает второе место среди регионов России после Ямало-Ненецкого автономного округа – здесь бедных еще меньше. Достигнута также позитивная динамика роста среднего класса. Только за период 2011-2012 гг. его доля выросла в 1,3 раза – с 25,5% до 32,1%. Рассчитываем, что дальнейшему увеличению численности среднего класса будет способствовать развитие малого и среднего бизнеса, а также кардинальный рост заработной платы как в реальном секторе экономики, так и в бюджетной сфере. В итоге, благодаря значительным инвестициям в человека, наша республика, по данным Национально-исследовательского университета «Высшая школа экономики», занимает шестое место по индексу развития человеческого потенциала после Москвы, Санкт-Петербурга, Тюменской, Сахалинской и Белгородской областей.

– Татьяна Павловна, какой на Ваш взгляд наиболее эффективный инструмент достижения достойной заработной платы?

– Конечно, законодательная база. И профсоюзы неустанно работают в этом направлении. В Татарстане с участием профсоюзов сформированы современные правовые основы для реализации прав человека на достойную заработную плату. Прежде всего, это касается сбалансированной бюджетной политики, позволяющей повышать бюджетную обеспеченность на душу населения и занимать из года в год первые места среди регионов ПФО. Показатель бюджетной обеспеченности за период 2010-2012гг. возрос на 9,6%. При этом позитивную динамику имеет также доля заработной платы в валовом региональном продукте¸ которая за последние 3 года выросла с 35,9% в 2011 году до 39% в 2013 году, что в свою очередь является реальным отражением идеологии достойной и справедливой оплаты труда. Новацией последних лет стал Закон 2008 года «О минимальном потребительском бюджете в РТ», который установил правовые нормы для использования МПБ в качестве современного минимального стандарта оценки оплаты труда. Принятие подобного решения в условиях крайне низких государственных гарантий это – качественно новый шаг к достойной заработной плате и основа для единых подходов в социальном диалоге на всех его уровнях. Новые решения по достижению высокого качества жизни и достойной заработной платы будут отражены в разрабатываемой в настоящее время Стратегии развития Республики Татарстан до 2030 года.

– Поясните, пожалуйста.

– Федерация профсоюзов внесла в Стратегию ряд серьезных предложений. В своем Обращении в Государственный Совет РТ мы отметили, что стержнем новой социальной политики должна стать реформа зарплат на основе стандартов Достойного труда. В качестве размера достойной заработной платы нами предложен критерий «Бюджет высокого достатка» с покупательной способностью в 11 ПМ с учетом системы потребительских бюджетов, разработанных во Всероссийском центре уровня жизни (ВЦУЖ). Мы также обратили внимание законодателей и правительства республики на необходимость разработки в Стратегии раздела «Развитие человеческого капитала» и видим целесообразным в приоритетном порядке финансировать сферы образования и здравоохранения, ответственные за качество трудовых ресурсов, в размере не менее 7-8% ВРП.

– Что это даст?

– Это позволит выйти не только на достойную заработную плату специалистов систем образования и здравоохранения, но и обеспечит растущую экономику квалифицированными и интеллектуальными работниками. Практика показывает, что инвестиции в эти отрасли имеют серьезный мультипликативный эффект для макроэкономики. Именно поэтому целый ряд экспертов и ученых называют сферы здравоохранения и образования драйверами экономического роста. Это в полной мере относится и к стандарту «Достойной заработной платы». Обеспечение такого размера заработной платы характеризует рост благосостояния человека и является важной перспективной задачей социально-экономической политики Татарстана.

– Татьяна Павловна, назовите основные препятствия, с которыми сталкиваются профсоюзы, работая в данном направлении.

– Внедрение достойной заработной платы в российских регионах существенно сдерживается отсутствием соответствующей правовой базы на федеральном уровне. Концепция Достойной заработной платы, к сожалению, пока не нашла отражения в трудовом законодательстве. По мнению ученых и экспертов, законодательство в сфере оплаты труда не только отстает от наших ожиданий, но и не отвечает современным вызовам, не соответствует требованиям времени и состоянию социально-экономического развития страны. Новой России более 20 лет. За это время не просто сменились поколения, стала другой сама страна. А мы продолжаем пользоваться архаичными, неэффективными на сегодняшний день стандартами оплаты труда в виде МРОТ и ПМ, установленными в кризисные 90-е годы. Тут хочется сослаться на слова председателя Правительства России Дмитрия Медведева, который говорит, что «правотворчество должно ориентироваться на будущее, а не служить сиюминутной цели» – а тем более вчерашнему дню, добавим мы!

В последнее время мы наблюдаем грустный и тревожный парадокс. С одной стороны, декларируется стремление к высокому благосостоянию граждан, а если точнее, по Конституции, – достойной жизни. С другой – принимаются очевидные меры по сохранению минимальных гарантий в сфере оплаты труда, что сдерживает рост заработной платы, а, значит, и рост экономики.

– В чем же Вы видите выход?

– Думаю, что для эффективной реализации политики Достойной заработной платы, нужна актуализация правового пространства страны на основе единых законодательных норм и единых стандартов для всех регионов России. При этом задача кардинальных изменений качества жизни требует стратегических решений в сфере достойной заработной платы и её минимальных гарантий. История показала, что «немецкое послевоенное чудо» началось с энергичных усилий Людвига Эдхарда по подъему покупательной способности заработной платы. Без этого любые реформы, как известно, обречены на провал. В этой связи видится крайне важным разработать государственную программу «Достойный труд – основа социальной политики» и утвердить её законом Российской Федерации.

Научные разработки ВЦУЖ показали, что на сегодняшний день объективно востребован новый основополагающий закон «О потребительских бюджетах в системе оплаты труда в РФ», который позволит определить размер достойной заработной платы и перейти к современному минимальному стандарту оплаты труда – минимальный потребительский бюджет (МПБ). Ни одно экономически успешное государство мира не ориентировано в настоящее время на прожиточный минимум и тем более на МРОТ. Сдерживающим фактором в достижении достойного уровня жизни является также чрезмерное расслоение общества по доходам. Например, децильное соотношение между богатыми и бедными слоями общества в последние годы держится на уровне 15-16 раз.

– Это разница в доходах между 10 процентами самых бедных и 10 процентами самых богатых?

– Да. И это более чем в 1,5 раза превышает черту толерантности общества. А разрыв в заработной плате между топ-менеджерами и рядовыми работниками, по данным экспертов, достигает трехсот(!) и более раз. К сожалению, существующая налоговая система предоставляет фактические преференции наиболее обеспеченной части общества, что существенно снижает доходы бюджета, не говоря уже об этической стороне дела. Мы видим решение данной проблемы на законодательном уровне – в замене плоской шкалы подоходного налога на прогрессивную, как это принято во всем цивилизованном мире.

– Думается, это справедливо.

– Безусловно. Кроме того, представляется чрезвычайно важным предусмотреть меры государственного регулирования: с одной стороны – ограничение дивидендной и бонусной политики, с другой – опережающее повышение доходов малообеспеченных граждан, в том числе пенсионеров на основе соответствующего роста МЗП, пенсий, социальных пособий, стипендий и т.д. Полагаю, что в стратегической перспективе востребованы кардинально новые научные подходы к развитию и повышению эффективности системы оплаты труда, в том числе в рамках социального партнерства.

– Что это за новые подходы?

– К примеру, в рамках реализации Программы «Достойный труд» считаем необходимым широко использовать социальный аудит, как инновационную научную разработку, позволяющую достоверно обосновать размеры необходимых инвестиций в коллективный договор, прежде всего в части достойной заработной платы и способствующую сокращению «серых выплат». Профсоюзной Академией труда и социальных отношений в 2008 году был разработан проект федерального закона «О социальном аудите» и внесен в Государственную Думу. Однако он до настоящего времени не принят. Правовой базы до сих пор нет. Тем не менее, практика социального аудита нарабатывается. Два года назад Федерацией профсоюзов РТ был организован семинар на тему: «Социальный аудит в системе социального партнерства» с участием профессора кафедры экономики и менеджмента АТиСО Юрия Попова, являющегося автором учебника по социальному аудиту. В настоящее время на ряде предприятий нефтегазохимического комплекса Татарстана подобный аудит успешно используется.

И в завершение хотела бы отметить, что Стандарты Достойного труда – это образ нашего желаемого завтра, своеобразные показатели ожиданий большинства людей в будущем. Особо отмечу, что решение проблемы установления достойной и справедливой заработной платы зависит не только от наличия стандартов, но и их эффективной реализации, способности профсоюзов в рамках социального диалога влиять на проведение сбалансированной социально-экономической политики, в которой регулирование заработной платы было бы встроено в механизм экономического роста. Давайте не забывать, что самые лучшие и надежные решения в социальном партнерстве достигаются путем сотрудничества. Профсоюзы готовы к такому сотрудничеству.

– Спасибо!

Беседовал Артем Барабанов, фото автора